На протяжении более пяти лет, обсуждая с учениками и студентами тему медиаобразования, я нередко ловила себя на мысли о том, что на самом деле наше мышление инстинктивно «настроено» на то, чтобы быть критическим. Когда ребенок ежечасно спрашивает родителей «почему?», «как?», «когда?», он, по сути дела, проявляет критическое мышление. Вопрос, на который у меня пока нет ответа, заключается в следующем: почему это любопытство угасает с годами? Возможно, потому что мы привыкаем к тому, что информацию за нас анализируют другие? Или же потому, что мы становимся слишком зависимыми от социальных сетей?
Положение это удобное, но притом крайне рискованное. Представьте себе, что вы отправились в продовольственный магазин за хлебом. Вы возьмете с полки первый подвернувшийся под руку пакет, не взглянув на срок годности? Или приобретете кусок мяса, свежесть которого вызывает у вас большие сомнения? Вряд ли… Тогда почему мы принимаем на веру любую информацию, услышанную по радио, увиденную по телевизору или прочитанную в прессе и в соцсетях? Почему мы считаемся с желудком больше, чем с собственным разумом?
Пример Швеции
Два года назад мне представилась возможность при посредстве Центра независимой журналистики принять участие в работе Media Camp, лагеря в шведском городе Кальмар, организованного Институтом средств массовой информации «Фоджо». Я была удивлена, узнав, что учащихся поощряют мыслить критически во время всех школьных занятий. Так что о медиаобразовании там говорят не только на одноименном уроке.
Учащихся призывают задавать вопросы и анализировать полученную от учителей информацию, в том числе на уроках математики, физики или химии. Разумеется, государство создало преподавателям условия, позволяющие сделать уроки более интерактивными. В частности, оно предоставило в их распоряжение онлайн-библиотеку документальных и художественных фильмов, которые можно использовать для проведения уроков: это полезный и дружелюбный способ побудить учеников мыслить критически.
А поскольку навык критического мышления необходимо прививать с детства, один из наиболее популярных телеканалов в Стокгольме, UR, еженедельно организует для детей ток-шоу с участием политиков, государственных служащих и др. В день нашего визита на телеканал ведущий рассказал нам, что накануне на передачу пригласили министра образования. Замечательный подход! Так ребята узнают, что политики и правители находятся на службе у них, а не растут с убеждением, что на самом деле граждане служат правящим кругам (как случается в наших краях).
Пример США
В школах США медиаобразование распространено в меньшей степени. Однако следует учесть, что мы говорим о стране, где в школах более 70 миллионов детей, а штатов 50, и подходы к тому, как должны действовать школы, отличаются друг от друга. Тем не менее, считается, что учреждение в 1978 г. Ассоциации медиаграмотности в Онтарио послужило первым шагом в разработке формального подхода к медиакультуре. В настоящее время, более чем четыре десятилетия спустя, ведущие университеты, такие как Колумбийский университет, Нью-Йоркский университет, Техасский университет в Остине и Университет Темпл, проводят курсы медиакультуры для преподавателей и студентов.
Взамен США «подарили» миру пример интерактивной платформы для преподавателей, в том числе в сфере медиаобразования. Речь идет о проекте «Teachers Pay Teachers», позволяющем преподавателям обмениваться инструментами для преподавания медиаобразования и не только. Уроки, игры, презентации – все это представлено там, разделено по темам и классам. Более того, самые популярные инструменты – платные. Таким образом, учителя-новаторы получают и финансовое вознаграждение за свой труд. Кроме того, этой платформой можно пользоваться и в Республике Молдова, поэтому она может послужить отличным источником вдохновения для преподавателей, желающих разнообразить используемые ими методы обучения.
Что применяется в Республике Молдова
Концепция медиаобразования была «привезена» в Республику Молдова и усовершенствована Центром независимой журналистики. Вначале в школах проводились уроки медиаобразования, на которых ребят учили отличать достоверную информацию из прессы от фейков и дезинформации. 1 сентября 2017 г. в начальных классах появилось нововведение: ученики могли дополнительно проходить курс медиаобразования. Год спустя предмет изучался уже и в гимназических классах, а с 2019 г. медиаобразование преподается и на лицейской степени обучения.
Достаточно ли этого? Безусловно, начало многообещающее, однако, чтобы эти усилия принесли плоды, активисты СМИ нуждаются в поддержке со стороны общества. Ведь медиаобразование нужно каждому, независимо от социального статуса или возраста, учитывая обилие фейковых новостей, особенно в соцсетях и особенно в последние годы. И, так как не все новости, отсылки или ссылки действительно представляют собой ценность, если не фильтровать их с помощью критического мышления, можно, не осознавая этого, попасть в ловушку недостоверной информации, которая – приходится это признать, – влияет на качество решений, принимаемых нами каждый день.
В этих условиях долг каждого из нас – относиться к информации, распространяемой в онлайн-среде, с долей скептицизма, а борьба с недостоверностью должна стать общей миссией для всего общества: для меня, для вас, для девушки в розовой блузке, ехавшей в одном троллейбусе со мной, или господина, приветливо улыбнувшегося мне в продуктовом магазине неподалеку от дома…
Автор: Диана Рэйляну, журналистка
Этот материал подготовлен в рамках проекта «Инновационные инструменты медиаобразования для хорошо информированных граждан», осуществляемого Центром независимой журналистики при поддержке Посольства Финляндии в Бухаресте.