Я преподаю в лицее классического типа, в котором есть только лицейский цикл и, соответственно, учащиеся в возрасте 14-19 лет. Примерно половина из них из близлежащих регионов города Бэлць, а контингент нашего учебного заведения разнообразен, и наши учащиеся приходят с разным уровнем знаний и умений. Мои коллеги, педагогический коллектив, осознают, что нам предстоит много поработать за три учебных года, чтобы достичь желаемого уровня развития, в том числе, отучить от некоторых привычек, таких как запоминание содержания наизусть, списывание на экзаменах или выполнение заданий без анализа информации, применение всевозможных хитростей для получения оценок и принижение ценности знаний, нерациональное использование телефонов и т.д.
Я давно поняла, что учащимся не хватает культуры пользования Интернетом, еще тогда, когда мобильные телефоны стали для них практически обязательным аксессуаром, и не для мобильного общения, а именно для того, чтобы быть активными в социальных сетях и вообще в онлайновой среде. Но особенно впечатляющим событием – которое также помогло мне понять всю серьезность положения – стала избирательная кампания 2016 года по выборам президента.
Я знала, что школа вне политики, но долг школы состоит в воспитании ответственных, активных, хорошо осведомленных граждан, и все, что происходит в обществе, отражается на деятельности школы. Именно в контексте тогдашних событий я часто заставала учащихся за разговорами на определенные темы о кандидатах. И одно из обсуждений между учащимися XI класса, невольным свидетелем которого я стала, был о легендарных «30.000 сирийцах», которые должны были приехать в Молдову по договоренности между Майей Санду и Ангелой Меркель. Одна из собеседниц была твердо убеждена, что эта информация – чистая правда, и яростно и очень эмоционально обвиняла Майю Санду во всем мировом зле. Когда я вмешалась в разговор и попросила ее объяснить мне, откуда она об этом знает и что заставляет ее верить, что это правда, она ограничилась утверждением, что так говорят, что она прочитала в Интернете и об этом говорилось по ТВ, и сомнений в этом нет, не оставив больше места для анализа и обсуждения вопроса.
То, что это были учащиеся XI класса, которые, даже если и проживали в сельской местности, уже полтора года находились в академической среде, с доступом к любому источнику информации, с преподавателями, которые поощряют критическое отношение и логическое мышление во всем, что делают, убедило меня в том, что положение тревожное и мы не совсем хорошо делаем свое дело. Результат выборов 2016 года подтвердил мне, что мы недостаточно работаем и в определенной степени виноваты, как педагоги.
Тогда я стала поднимать вопросы, связанные с правильным получением информации и средствами массовой информации, их влиянием на общественное мнение. И это на уроках классного руководства. Я делала это больше интуитивно и опираясь на то, что узнавала путем самообразования, из прочитанного и из совещаний с коллегами. Мне сильно помогло и то, что в 2015 году я побывала с группой детей лицея в летнем лагере «Фильтруй информацию», организованном Центром независимой журналистики, где у нас были семинары с несколькими специалистами, такими как Лоретта Хандрабура, Анета Гонца, покойный ныне Виорел Мардаре и другими. Тогда я узнала об очень многих вещах, ранее мне не известных.
В 2019 году, когда уже говорилось о возможном курсе медиаобразования, я решила найти время и записаться на курсы, для возможности преподавать факультативный курс в лицее.
Вместе с пандемией нахлынула новая волна дезинформации и кампания против вакцин. Влияние того, что освещалось в СМИ, и то, что уроки проходили в режиме онлайн, без возможности прямого взаимодействия с учащимися для их более эффективного обучения, еще больше усложнили положение. Таким образом, летом 2020 года я записалась на программу медиаобразования, лицейскую ступень, что позволило мне в 2020-2021-м учебном году ввести курс в наш лицей.
Думаю, что преподавание этой дисциплины является и должно оставаться интерактивным, и основанным на практических примерах и опыте. Для повышения его эффективности подростки должны рассматриваться как личности с собственными мнениями и убеждениями, которые вправе их выражать и заслуживают того, чтобы их выслушивали, а если они не обоснованы и не аргументированы – предоставлять им возможность их исследовать, самим становиться критически мыслящими, анализировать информацию, правильно выявлять источники или формы манипулирования. Самые мощные убеждения формируются на личном опыте, и приятно наблюдать, как учащиеся их меняют и как начинают признавать, что были неправы или что думали ошибочно. К несчастью, у нас достаточно примеров фейковых новостей и манипулирования в сегодняшних СМИ, и достаточно почвы для того, чтобы учащиеся тренировались и развивали свои компетенции. Меня радует то, что знания и умения, полученные в ходе факультативного курса медиаобразования, могут быть легко интегрированы и в другие предметы. Лично я часто к ним обращаюсь даже на уроках иностранных языков, которые являются моей основной преподавательской деятельностью, и прекрасно, что в новой программе 2019 года по предмету иностранных языков содержатся и темы, связанные с медиаобразованием. Таким образом, у меня есть возможность повысить воздействие и развить эти навыки и у учащихся, которые не проходят факультативный курс.
До сих пор у меня была возможность прочитать факультативный курс в двух группах учащихся по 33 человека, и я рада тому, что результаты обучения уже видны. Учащиеся, которые прошли курс, привыкли проверять информацию, пересмотрели свои профили в социальных сетях, стали намного осторожнее при распространении информации, и их самая ценная инициатива состоит в том, чтобы делиться своими знаниями с другими, убеждать своих друзей, родственников, родителей в том, что фильтрование информации – обязательное условие, если мы хотим, чтобы нами не манипулировали.
По результатам опроса среди учащихся, которые прошли факультативный курс, 89% из них считают, что это полезный курс, 86% полагают, что он должен стать обязательным, 91% утверждают, что существенно изменили свое поведение в онлайновой среде, а 71% поделились полученными во время курса знаниями с другими людьми. Исходя из всего этого, убеждена, что дисциплина должна стать обязательной хотя бы для лицейского цикла. Тем самым мы обеспечим себе образование молодого поколения, которое будет ответственно относиться к потребляемой информации и будет способно ее усваивать, молодежь, которая будет критически мыслить и сможет просвещать и окружающее ее общество.
Даже если есть скептики, считающие, что эта дисциплина не нужна, я уверена, что их немного или есть такие, которые сознательно хотят, чтобы молодежь была некомпетентной, и ею легко было манипулировать. Нельзя отрицать эпоху современных технологий, как нельзя пренебрегать ее воздействием на население. Интернет, социальные сети, пресса являются частью нашей жизни, и их невозможно исключить. Да и не требуется, по моему мнению. Важно научиться использовать этот технический прогресс ответственно и мудро, именно в этом и состоит важнейшая цель образования – научить молодежь учиться, думать, предоставлять ей инструменты или алгоритмы анализа и решения проблем, для обеспечения ей качественной жизни.
Ирина Мутрук
учитель английского и французского языков
Республиканский теоретический лицей им. Иона Крянгэ, Бэлць
Материал подготовлен Центром независимой журналистики при поддержке Института по освещению войны и мира (IWPR) в рамках проекта «Продвижение медиаобразования среди граждан посредством качественного медиаконтента», реализуемого ЦНЖ в период с ноября 2022 г. по март 2023 г. Мнения, выраженные в данном материале, не обязательно совпадают с мнением IWPR или его партнеров.